О проекте Контакты
Жалобы в УФАС
Охрана труда
Трудовое право
Доверенности
Договора
Новости


25.05.2015
Арбитражный суд признал банкротом турфирму "Роза ветров ...

25.05.2015
Главу арбитражного суда Самарской области лишили статуса ...

25.05.2015
Арбитражный суд взыскал с ЧЭМК 450 тысяч рублей в пользу ...

25.05.2015
Арбитражный суд Петербурга сегодня продолжит ...

15.04.2015
«Мечел» предложил Сбербанку конвертировать часть долга в акции

15.04.2015
«Мечел» не предлагал ВТБ конвертировать долг в акции

22.03.2015
Юникредит банк намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ОАО «Группа Е4»

23.03.2015
АкадемРусБанк признан банкротом

23.03.2015
Арбитражный суд отказался обанкротить проблемную страховую компанию «Северная казна» за 5,6 тыс. рублей долга

13.10.2014
Суд разъяснил права миноритариев «Башнефти» на операции с акциями


Пособие к ТСН 31-306-96 (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения


    Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.



    МОСКОМАРХИТЕКТУРА


    ПОСОБИЕ

    К МГСН 4.06-96

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

    ПРЕДИСЛОВИЕ


    1. РАЗРАБОТАНО Институтом Общественных зданий при Минстрое РФ (канд. арх. Степанов А.В, - научный руководитель, автор; арх. Безсонова Г.А.); при участии МНИИТЭП Москомархитектуры (инж. Добровольский А.Н., к.т.н. Грузинский М.М., к.т.н. Федоров Н.Н.) - разделы: электротехнические устройства, отопление и вентиляция, защита от шума).

    2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (арх. Шалов Л.А., инж. Шипанов Ю.Б.).

    3. СОГЛАСОВАНО Комитетом образования Москвы, управлением архитектурного совета и согласования проектов Москомархитектуры, Мосгосэкспертизой.

    4. УТВЕРЖДЕНО указанием Москомархитектуры от 14.03.1997г. N 11.


    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    Настоящее Пособие разработано в развитие и дополнение МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".

    В Пособии сохранена структура и порядок изложения Норм (МГСН 4.06-96), но более глубоко развиты их основные положения.

    Дополнительно введены разделы, касающиеся вопросов современной концепции обучения, особенностей функционирования общеобразовательных учреждений и педагогической технологии.

    На основе Пособия возможно: (1) Планировать современную систему зданий общеобразовательных учреждений, состоящую из школ I, II и III ступененй обучения, гимназий, лицеев и включающую сопутствующие ей внешкольные учреждения; (2) Доводить (модернизировать) существующую сеть школьных зданий до уровня современных педагогических требований; (3) Формировать различные виды и типы зданий по организационно-педагогической структуре, составу и площадям помещений в зависимости от местных, региональных и общегородских условий и особенностей содержания обучения; (4) Создавать более современные объемно-планировочные решения, включая вопросы создания универсальных зданий для всей группы общеобразовательных учреждений.

    Пособие дает также представление о нормативных показателях расчетной площади для наиболее массовых учреждений (традиционных школ, школ с профильным (дифференцированным) обучением, гимназий, лицеев). Содержит перспективную Номенклатуру типов зданий, составы и площади к ним.

    Пособие предназначено для: (1) Проектных организаций, занимающихся планировкой, застройкой и реконструкцией жилых районов, а также проектированием новых современных зданий общеобразовательных учреждений и реконструкцией существующих зданий школ; (2) Префектур и отделов образования.
    2. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


    Школа выполняет социальную функцию центра учебно-воспитательной работы в жилой среде, что обусловливает ее открытый характер для активного приобщения населения, общественности и семьи к воспитанию детей и совместной развивающей деятельности по интересам.

    Для управления, организации, проведения и контроля учебно-воспитательного процесса предусматривается широкое применение технических средств обучения, электронно-вычислительной техники, в том числе на уровне системы обслуживания сети учебно-воспитательных зданий.

    Материальной базой развития личности должна стать развитая сеть учебно-воспитательных учреждений, представляющая собой единую систему, состоящую из взаимодополняющих друг друга общеобразовательных учреждений (микрорайон - район); межшкольных и школьных учебно-производственных комбинатов и мастерских, массовых видов внешкольных учреждений (жилой район) и специализированных внешкольных учреждений и других учебно-воспитательных зданий (округ города - город).

    В соответствии с концепцией общего и среднего образования для широкого общеобразовательного и воспитательного процессов должны функционировать:

    - Общеобразовательные школы:

    - I ступень - начальная школа,

    - II ступень - основная школа,

    - III ступень - старшая школа, гимназия, лицей;

    - Учебно-воспитательные учреждения для трудового обучения;

    - Внешкольные учреждения.

    Эта концепция предполагает кардинальное изменение содержания и методов обучения на всех трех ступенях общего образования, а также всей совокупности отношений, делавших школу в старых условиях маловосприимчивой к нововведениям.

    На начальной ступени школы осваивается новая идеология обучения, предполагающая изменения приоритетов, целей обучения и выдвижение на первый план его развивающей функции.

    Обновление действующего содержания обучения осуществляется через введение специального курса развития познавательных способностей, создающего развивающую среду для учащихся, которые обучаются по действующим программам, а также через введение новых интегрированных курсов "Математика и конструирование", "Природоведение и сельскохозяйственный труд", "Речь и культура общения", "Окружающий мир", параллельных учебников по чтению, математике, русскому языку, природоведению.

    С целью расширения возможностей выбора учителями начальных классов общеобразовательных технологий создается банк идей и новых технологий обучения младших школьников; орагнизуются и используются разработки перспективных программ развивающего обучения в начальных классах.

    На средней ступени образования закладывается фундамент общего образования, оно является базовым. В рамках базового образования предусматривается введение разноуровневых программ индивидуально-ориентированного обучения, изменение соотношений обязательной (нормативной) части обучения и того, что выбирает сам учащийся. Для этой ступени образования организуются разработки новых концепций гуманитарного, эстетического и естественно-математического образования; новых учебных планов и программ; новых учебников и учебно-методических пособий; интегрированных курсов и пособий для получения дополнительного образования по различным предметам.

    На третьей ступени - завершение общего образования на основе дифференциации обучения, осуществляется свободный выбор учащимися направленности обучения, предметов в сфере гуманитарной, естественно-научной и технической (кроме базовых).

    Концепция общего образования влечет за собой пересмотр материальной среды школы, как по принципам организации сети и типам зданий, так и по реорганизации структуры, состава и площадей помещений.


    3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ


    Современная общеобразовательная школа в оптимальном варианте трактуется как школа полного дня, в которой учащиеся будут получать образование, выполнять уроки, заниматься спортом, в различных кружках и студиях, отдыхать, питаться.

    Ориентация обучения и воспитания в школе будет направлена на развитие личности ученика, выявлению его склонностей и потенциальных возможностей в той или иной сфере человеческой деятельности. Воспитание творческой личности - генеральная задача школы.

    Программа проектирования современных общеобразовательных учреждений опирается на утвержденную Министерством образования "Концепцию социально-функциональных требований к организации системы и проектирования общеобразовательной школы I, II и III ступеней обучения" в части альтернативной (авторской) программы, в которой содержатся педагогический, гигиенический, архитектурно-типологический и градостроительный аспекты.


    Педагогический аспект


    Организационно-педагогическая структура общеобразовательной школы (соотношение параллелей учащихся начальной, основной и старшей школ) должна обеспечивать возможность ее изменения, например, от автономной школы с равным числом параллелей классов до организации сетевой школы с повышенным числом параллелей классов старших возрастов (например - от 2:2:2 до 1:2:4 (0:3:4)).

    Активизация обучения и развития творческого потенциала личности:

    - в школе I ступени - игровые методы, создание среды для развивающего обучения;

    - в школе II - III ступени обучение по системе "ученик-группа-класс-поток";

    - в школе II ступени создание материальной среды для базового образования и занятий по интересам каждого вне обязательной программы;

    - в школе III ступени дифференциация обучения по направлениям (гуманитарное, естественно-научное, техническое);

    - широкое применение технических средств обучения (компьютеризация) и создание развитого учебно-информационного центра - библиотеки;

    - разностороннее и творческое развитие каждого;

    - повышение воспитательной функции школы во внеучебное время с привлечением семьи и взрослого населения;

    - внедрение в учебно-воспитательный процесс "перемежающегося" режима дня с чередованием учебных уроков (в классах, кабинетах, мастерских) со спортом, творческими занятиями в кружках-студиях (искусство, техническое творчество, биолого-юннатская деятельность), практикумах-лабораториях, досугом и отдыхом;

    - комплексный подход к разностороннему развитию подрастающего поколения людей.


    Гигиенический аспект


    - повышение качественного уровня естественного искусственного (комбинированного) освещения учебных помещений для организации, помимо фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий;

    - улучшение условий воздушной среды обитания за счет повышения удельного объема и кратности обмена воздуха, а также воздушной аэрации;

    - применение в начальной и основной школах преимущественно индивидуальных мобильных ученических столов;

    - создание зонированных пространств для психологической разгрузки учащихся в учебных и внеучебных помещениях;

    - применение экологичеки чистых строительных материалов;

    - создание интересной психологической среды (окружение воспитывает).


    Архитектурно-типологический аспект


    Разделение функциональных групп помещений на два комплекса: учебный и общешкольный.

    Автономия учебных групп помещений по возрастному признаку и функциональной принадлежности:

    - блок помещений начальной школы (1 и 2-4 классы - I ступень);

    - блок кабинетов 5-8(9) классов (II ступень);

    - блок кабинетов (9)10-11 классов (III ступень с дифференциацией обучения по направлениям);

    - блок кабинетов по естественным наукам;

    - блок учебных мастерских и практикумов (технология);

    - учебно-методический - информационный центр - библиотека.

    Горизонтальные связи между основными учебными группами помещений и учебно-методическим - информационным центром;

    "Гибкая" организация учебных пространств, опирающаяся на укрупненный конструктивный модуль;

    Создание центра досуга в составе форума, спорта, группы зрительного зала, студий, столовой - видеокафе, администрации;

    Включение в группу спорта игровых спортзалов и бассейна.

    Развитая среда помещений художественного воспитания, творческого развития в области техники и юннатско-биологической и опытнической деятельности.

    Автономность функционирования комплекса по всем функциональным группам помещений общешкольного центра.

    Органическая связь функциональных групп учебных помещений с учебно-опытной зоной и зоной отдыха земельной территории школы.

    Достижение интересной и разнообразной архитектурной среды (среда воспитания) на основе синтеза современной педагогической технологии школы и архитектурного облика здания.


    Градостроительный аспект


    Переход от единой общеобразовательной школы на трехступенчатую систему обучения в общеобразовательной школе влечет за собой усложнение формирования сети зданий и, как следствие, многообразие типов зданий по назначению (содержанию), организационно-педагогической структуре и количеству классных помещений.

    Для г. Москвы наиболее характерны по принципам организации сети две позиции: (1) средняя школа I, II и III ступеней обучения, предназначенная для новых городских микрорайонов и (2) старшая школа II-III ступеней с профильным обучением, обслуживающая сложившуюся сеть зданий.

    Основная идея позиции (2) заключается в том, что в новый такой школьный комплекс переводятся учащиеся старших возрастов и часть верхнего эшелона учащихся средних возрастов, что отражается на особенностях возрастной структуры комплекса, где число параллелей старших возрастов (10-11 классы) превышает число параллелей основного (среднего) звена школы (5-9 или 8-9 классы).

    При сложившейся материальной среде, когда на 1 учащегося в Российской Федерации приходится примерно 4,6 площади, а по новой концепции стабилизации и развития сферы образования требуется не менее 16-20 , а в школах III ступени обучения она может достигать и 25 , этот путь может считаться приоритетным, так как решает следующие задачи:

    - дает возможность повысить комфорт материальной среды начальной и частично основной школ в соответствии с новыми социально-педагогическими требованиями за счет разукрупнения;

    - обуславливает предпосылки для создания концентрированной базы дифференцированного профильного обучения, как в части оснащения материальными ресурсами, так и в части привлечения к обучению более высококвалифицированных преподавателей;

    - предопределяет более экономное решение пути строительства новых школ за счет системного подхода, а не частного подхода к отдельным объектам (исключается строительство мелких объектов при каждой существующей школе).


    4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
    МАТЕРИАЛЬНОЙ СРЕДЫ


    Педагогические требования включают: (1) классификацию видов общеобразовательных учреждений (таблица 1); (2) наполняемость классных групп; (3) базисный учебный план общеобразовательных учреждений (таблица 2); (4) примерное распределение времени школьников в течение учебной недели (таблица 3); (5) режим дня общеобразовательного учреждения (таблица 4).

    4.1. Общеобразовательные учреждения классифицируются на общеобразовательные школы, общеобразовательные школы с профильным обучением, гимназии, лицеи. В таблице 1 показаны назначение общеобразовательных учреждений, какие классы и ступени они содержат (См. также приложение 2 МГСН 4.06-96).

    Таблица 1.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    Виды учреждений

    Ступени обучения


    I

    II

    III


    возраста классных групп


    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    (12)













    1. Общеобразовательная школа













    - начальная

    *

    *

    *

    *

















    - основная

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *







    - старшая



















    *

    *

    (*)

    - полная средняя

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *
















    2. Общеобразовательная щкола с профильным обучением:

























    - полная средняя

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    (*)

    - основная и старшая









    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    (*)














    3. Гимназия









    *

    *

    *

    *

    *

    *

    *

    (*)














    4. Лицей















    *

    *

    *

    *

    (*)



    4.2. Вместимость основной классной группы в общеобразовательном учреждении принимается не более 25 учащихся. Однако реально рекомендуется принимать 24 учащихся в класс, т.к. это связано с комплектованием учебных столов учащихся, особенно это важно для старших возрастов (оно должно быть четное), 26 мест, с одной стороны, нарушает закон об образовании, с другой, влечет за собой неоправданное увеличение нормы площади ради одного ученического места. В старших классах общеобразовательных школ с профильным обучением, а также в гимназиях и лицеях классная группа принимается 20 человек. В исключительных случаях, а также при модернизации сети зданий, число мест в классных группах может быть увеличено до 30.*
    _______________
    * См. Рекомендации по реконструкции и модернизации существующего фонда школьных зданий в соответствии с современными педагогическими требованиями М. 1997 г.

    Названное положение является ключевым для расчета вместимости и определения типа здания в той или иной градостроительной ситуации.

    Для проведения практических работ в лабораториях, мастерских и для занятий физкультурой в старших классах классная группа делится пополам. Классная группа для изучения иностранного языка делится на 2 или 3 подгруппы. Это положение определяет реальное число ученических мест в названных помещениях при расчете их площади.

    В студиях художественного воспитания, кружках технического творчества число мест принимается от 12 до 8 (соответственно занятиям в младших классах и старших группах).

    4.3. Базисный учебный план (табл. 2) является основой для определения состава помещений по содержанию и их количеству.

    Таблица 2.

    БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    Общеобра-
    зовательные
    области

    Предметы

    Количество часов в неделю в классах




    I

    II

    III

    IV

    V

    VI

    VII

    VIII
    IX

    X

    XI














    Русский язык как государственный


    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3





    Языки и литература

    Родной, русский, иностранный
    языки и литература
    4

    4

    4

    4

    8

    8

    6

    5

    5

    4

    4

    Искусство

    ИЗО, музыка,
    мировая художественная
    литература

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2







    Общественные дисциплины

    История, право, человек и общество, современный мир, граждановедение

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    4

    4

    4

    Естественные дисциплины

    Естествознание, география, биология, физика, астрономия, химия, экология


    -

    -

    -

    -

    2

    3

    6

    8

    8

    4

    4

    Математика

    Алгебра, геометрия, начала анализа, статистика, теория вероятностей, логика


    4

    4

    4

    4

    5

    5

    5

    4

    5

    3

    3

    Физкульту-
    ра

    Физкультура, ритмика, основы безопасности


    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    Технология

    Трудовое и профессиональное обучение, конструирование, ЭВТ, художественный труд, черчение, природоведение


    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    3

    3

    2

    2



























    Всего:




    19

    19

    19

    19

    26

    27

    28

    30

    30

    20

    20

    Обязательные занятия
    по выбору




    1

    3

    5

    5

    3

    3

    4

    2

    3

    12

    12

    Обязательная нагрузка
    учащегося:




    20

    22

    24

    24

    29

    30

    32

    32

    33

    32

    32

    Факультативные, индивидуальные и групповые занятия




    2

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    6

    6



























    Итого:




    22

    25

    27

    27

    32

    33

    35

    35

    36

    38

    38


    Вариативная часть учебного плана состоит из часов, отведенных на "обязательные занятия по выбору" и "факультативные, индивидуальные и групповые занятия".

    Часы обязательной и вариативной части могут быть использованы на предметы инвариантной части (в том числе и для углубленного изучения предметов), а также для изучения второго и третьего языков, на введение дополнительных предметов.

    Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия.

    Для школ с углубленным изучением ряда предметов, а также в целях обеспечения профессиональной ориентации и обучения вводятся интегрированные курсы по профилю обучения или получаемой специальности. В этом случае на предмет "Технология" используются как часы, отведенные инвариативной частью базисного учебного плана, так и необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющими вариативной части.

    Главное - это то, чтобы общая часовая загрузка помещений не превышала 30 часов в неделю, а по общему балансу часов по всей группе учебных кабинетов оставался люфт (свободного времени) не менее 5 часов, т.е. суммарная загрузка учебных кабинетов не должна превышать в неделю 25 часов (80%).

    4.4. Примерное распределение учебного и внеучебного времени школьника в течение учебной недели (таблица 3) необходимо для расчета загрузки помещений общешкольного центра во внеучебное время, содержащего зальные помещения, кружки, студии и для расчета баланса материальной среды школы во взаимодействии с внешкольными учреждениями города. Внеучебное время дано из расчета 6-ти дней в неделю, т.к. суббота планируется как день творческих занятий.


    Таблица 3.

    ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКА
    В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ.

    NN

    Деятельность

    Количество часов



    Классы



    1
    (6 лет)

    2-4
    (7-10
    лет)

    5
    (10-11
    лет)

    6-9
    (11-15
    лет)

    10-11
    (16-17
    лет)








    1.

    Учебные и факультативные занятия

    См. Таблицу 2
    (базисный учебный план)








    2.

    Самостоятельные занятия (подготовка домашних заданий)

    6

    6-12

    12

    15-18

    24

    3.

    Внеучебная:







    а) занятия в предметных кружках

    -

    -

    1

    2

    1



    б) творческая (в технических и юннатских кружках, свободное
    творчество)

    2

    2

    2-3

    2-4

    2



    в) художественное творчество и воспитание (занятия музыкой,
    рисунком, лепкой, хореографией и т.п.)

    4

    2

    4-3

    4-2





    г) пребывание на открытом воздухе (прогулки, активный отдых, дорога в школу и внешкольное учреждение и обратно)

    18

    14

    13

    9-8

    6



    д) занятия спортом (физкультура)

    4

    3

    4

    4

    3



    е) спокойный отдых (чтение книг, игры, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, посещение культурно-просветительных учреждений и т.д.)

    6

    8-7

    8-7

    7

    9



    ж) общественно-полезный труд, помощь по дому

    1

    1

    1-2

    2

    2-3

    4.

    Личное самообслуживание
    (прием пищи, туалет, гимнастика)

    16

    15

    15

    12

    10

    5.

    Сон

    69

    69-64

    60

    55-53

    54-50









    Всего

    144

    144

    144

    144

    144


    Примечания:

    1. Показатели времени по пп. 2, 3, 4 приведены с учетом использования их в течение 6-ти дней в неделю.

    2. Суммарное время, указанное в пп. (а) и (б), может быть отдано только одному виду занятий.

    3. Обязательные часы занятий физкультурой включены в п.1.

    4. В национальных школах время на внеучебную деятельность пропорционально сокращается (пп. а - ж) в связи с увеличением учебного времени на 2-3 часа.

    5. Общественная деятельность включена в пп. а, б, е, ж.

    6. Суббота планируется как день активного и творческого досуга учащихся, в т.ч. с участием родителей.

    7. Воскресенье - день восполнения духовных и физических сил учащихся.

    4.5. Примерная схема режима для учащегося (табл. 4) является основой для расчета границ времени, когда общешкольные помещения могут посещать учащиеся во внеурочное время и взрослое население жилого микрорайона или жилого района.

    Таблица 4.

    ПРИМЕРНАЯ СХЕМА РЕЖИМА ДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

    Режимный момент

    Классы



    1

    2

    3

    4

    5

    6-7

    8-9

    10-11



















    1. Подъем


    7.00

    7.00

    7.00

    7.00

    7.00

    7.00

    7.00

    7.00

    2. Утренняя гимнастика,
    туалет, уборка постели


    7.00 -
    7.30

    7.00 -
    7.30

    7.00 -
    7.30

    7.00 -
    7.30

    7.00 -
    7.30

    7.00 -
    7.30

    7.00 -
    7.30

    7.00 -
    7.30

    3. Завтрак


    7.30 -
    8.00


    7.30 -
    8.00

    7.30 -
    8.00

    7.30 -
    8.00

    7.30 -
    8.00

    7.30 -
    8.00

    7.30 -
    8.00

    7.30 -
    8.00

    4. Дорога в школу


    8.00 -
    8.30


    8.00 -
    8.30

    8.00 -
    8.30

    8.00 -
    8.30

    8.00 -
    8.30

    8.00 -
    8.30

    8.00 -
    8.30

    8.00 -
    8.30

    5. Учебные занятия (второй завтрак, обществен-
    ная работа)


    8.30 -
    10.15

    8.30 -
    (11.35
    -
    12.30)
    *

    8.30 -
    (11.35
    -
    12.30)
    *

    8.30 -
    (11.35
    -
    12.30)
    *

    8.30 -
    (11.35
    -
    13.30)
    *

    8.30 -
    (11.35
    -
    14.00)
    *

    8.30 -
    (11.35
    -
    14.00)
    *

    8.30 -
    (11.35
    -
    14.30)
    *

    _______________
    * Время, указанное в скобках, обозначает замену учебных занятий приготовлением уроков в случае "перемежающегося" режима. Если вторая половина дня должна быть освобождена для различных мероприятий, посещений внешкольных учреждений и т.д., то учебные занятия полностью осуществляются в первой половине дня, а приготовление домашних заданий - во второй половине.

    6. Прогулка - игры


    10.30 -
    13.00


    12.30 -
    13.00

    12.30 -
    13.00

    12.30 -
    13.00

    13.30 -
    14.00

    -

    -

    -

    7. Обед


    13.00 -
    13.30

    13.00 -
    13.30

    13.00 -
    13.30

    13.00 -
    13.30

    14.00 -
    14.30

    14.00 -
    14.30

    14.00 -
    14.30

    14.30 -
    15.00

    8. Сон


    13.30 -
    15.30

    13.30 -
    15.00
    **


    13.30 -
    14.30
    **

    -

    -

    -

    -

    -

    _______________
    ** Для детей с ослабленным здоровьем, для остальных - прогулки, игры, свободное время.


    9. Прогулка - активный
    отдых


    15.30 -
    17.30

    15.00 -
    16.00


    14.30 -
    16.00

    13.30 -
    16.00

    14.30 -
    16.00

    14.30 -
    16.00

    14.30 -
    16.00

    15.00 -
    16.00

    10. Учебные занятия -
    приго-
    товление домашних заданий - частично
    свободное время


    -

    16.00 -
    17.00

    16.00 -
    17.30

    16.00 -
    17.30

    16.00 -
    18.00

    16.00 -
    18.00

    16.00 -
    18.00

    16.00 -
    18.00

    11. Полдник


    17.30

    17.30

    17.30

    17.30

    18.00

    18.00

    18.00

    18.00

    12. Свобод-
    ные занятия


    17.30 -
    19.00

    17.30 -
    19.00


    17.30 -
    19.00

    17.30 -
    19.00

    18.00 -
    20.00

    18.00 -
    20.00

    18.00 -
    20.00

    18.00 -
    20.00

    13. Дорога домой - прогулка


    19.00 -
    19.30

    19.00 -
    19.30

    19.00 -
    19.30

    19.00 -
    19.30

    20.00 -
    20.30

    20.00 -
    20.30

    20.00 -
    20.30

    20.00 -
    20.30

    14. Ужин


    19.30 -
    20.00

    19.30 -
    20.00

    19.30 -
    20.00


    19.30 -
    20.00

    20.30 -
    21.00

    20.30 -
    21.00

    20.30 -
    21.00

    20.30 -
    21.00

    15. Сво-
    бодные занятия


    -

    -

    -

    -

    -

    -

    21.00 -
    21.30

    21.00 -
    21.30


    16. Пригото-
    вление ко сну


    20.00 -
    20.30

    20.00 -
    20.30

    20.00 -
    20.30

    20.00 -
    20.30

    21.00 -
    21.30

    21.00 -
    21.30

    21.30 -
    22.00

    22.00 -
    22.30

    17. Сон


    20.30

    20.30

    20.30

    20.30

    21.30

    21.30

    22.00

    22.30



    5. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ, ВИДЫ И ТИПЫ
    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    Основы формирования системы
    общеобразовательных учреждений


    Идея развития - узловой момент новой школы. Постоянное развитие образования, превращение его в механизм развития личности и действующий фактор развития общества - основные грани этой идеи.

    Школа выполняет социальную функцию центра учебно-воспитательной работы в жилой среде, что обуславливает ее открытый характер для активного приобщения населения, общественности и семьи к воспитанию детей и совместной развивающей деятельности по интересам.

    Для управления, организации, проведения и контроля учебно-воспитательного процесса предусматривается широкое применение технических средств обучения, электронно-вычислительной техники на уровне системы обслуживания сети учебно-воспитательных зданий.

    5.1. Материальной базой развития личности должна стать развитая сеть учебно-воспитательных учреждений, представляющих собой единую систему, состоящую из взаимодополняющих зданий общеобразовательных учреждений (жилой микрорайон - район);межшкольных и школьных учебно-производственных комбинатов и мастерских, массовых видов внешкольных учреждений (жилой район) и специализированных внешкольных учреждений и других учебно-воспитательных зданий (город).

    5.2. В соответствии с концепцией общего среднего образования для широкого общеобразовательного и воспитательного процессов должны функционировать следующие виды учреждений:

    Учреждения общеобразовательные (структура):

    - I ступень - начальная школа;

    - II ступень - основная школа;

    - III ступень - старшая школа, гимназия, лицей.

    Учебно-воспитательные для трудового обучения:

    - школьные учебно-производственные мастерские;

    - межшкольные учебно-производственные комбинаты;

    - городские Центры профориентации и трудового обучения школьника.

    Внешкольные учреждения:

    - Центры и Дома внешкольной деятельности районного уровня обслуживания (массовые);

    - профильные (специализированные) Центры и Дома внешкольной деятельности учащихся городского уровня обслуживания;

    - детские клубы по месту жительства.

    5.3. Сеть общеобразовательных учреждений рассматривается как основное звено общей системы учебно-воспитательных зданий, включающей внешкольные учреждения и учреждения для трудового обучения, что предопределяет формирование разносторонне развитой личности.

    Могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений с разнообразными возрастными организационно-педагогическими структурами, содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса и направленностью профилизации.

    Школы различных ступеней обучения в зависимости от местных условий могут размещаться отдельно или формироваться в комплексы в разнообразных сочетаниях.

    5.4. Общеобразовательные учреждения в единой системе учебно-воспитательных зданий могут кооперироваться с дошкольными и внешкольными учреждениями, учебно-производственными комбинатами и учебными заведениями, дающими профессию со средним образованием.

    5.5. При расчете сети зданий следует предусматривать число мест в общеобразовательных учреждениях для 100% учащихся младшего и среднего школьного возраста и до 75% учащихся старшего школьного возраста при обучении в одну смену.

    5.6. При расчете комплексной сети зданий и числа мест в общеобразовательных учреждениях необходимо иметь ввиду что: 1) учебно-производительный труд для учащихся старших возрастов может быть организован в межшкольных учебно-производственных комбинатах (МУПК), школьных учебно-производственных мастерских (УПМ), школьных заводах и т.д., из расчета организации в них до 8% рабочих мест от общего числа учащихся; 2) занятия по интересам в соответствии с индивидуальными склонностями детей могут осуществляться во внешкольных учреждениях (ВУ), из расчета организации в них до 10% рабочих мест от общего числа школьников; 3) отдельные виды занятий могут быть организованы по месту жительства - школа, кружки, студии и клубы по интересам при группах жилых домов.

    По месту жительства рекомендуется планировать детские клубы для охвата ими детей микрорайона, не вовлеченных в активные формы работы в школе или внешкольных учреждениях, из расчета: по спорту и туризму 35%, художественным воспитанием 35%, кружками юных натуралистов и техников 12%, прочими видами клубной работы 18%.

    Число мест в здании общеобразовательного учреждения определяется по местным демографическим условиям и перспективам развития жилого района (в среднем по Москве 110 учащихся на 1000 жителей). Отклонения могут составить 90-130 учащихся на 1000 жителей.

    При этом следует руководствоваться ориентировочной демографической структурой населения исходя из особенностей структуры города (МГСН-1.01-94 табл. 5.3 к пункту 5.7 для населения возрастных групп 6, 7-15, 16-17 лет).

    5.7. Выбор типов зданий по вместимости определяется в зависимости от количества учащихся, приходящихся на 1000 жителей, числа жителей в жилом районе-микрорайоне, величины классной группы.

    5.8. Количество, виды и типы зданий подбираются в соответствии с рекомендуемой номенклатурой общеобразовательных учреждений (см. табл. 6), но в пределах расчетного числа классных помещений (см. табл. 5).

    5.9. Для модернизации сложившейся сети школьных зданий следует руководствоваться п.5...