Новости
|
|
Пособие к ТСН 31-306-96 (МГСН 4.06-96) Общеобразовательные учреждения
Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.
МОСКОМАРХИТЕКТУРА
ПОСОБИЕ
К МГСН 4.06-96
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНО Институтом Общественных зданий при Минстрое РФ (канд. арх. Степанов А.В, - научный руководитель, автор; арх. Безсонова Г.А.); при участии МНИИТЭП Москомархитектуры (инж. Добровольский А.Н., к.т.н. Грузинский М.М., к.т.н. Федоров Н.Н.) - разделы: электротехнические устройства, отопление и вентиляция, защита от шума).
2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (арх. Шалов Л.А., инж. Шипанов Ю.Б.).
3. СОГЛАСОВАНО Комитетом образования Москвы, управлением архитектурного совета и согласования проектов Москомархитектуры, Мосгосэкспертизой.
4. УТВЕРЖДЕНО указанием Москомархитектуры от 14.03.1997г. N 11.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Пособие разработано в развитие и дополнение МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".
В Пособии сохранена структура и порядок изложения Норм (МГСН 4.06-96), но более глубоко развиты их основные положения.
Дополнительно введены разделы, касающиеся вопросов современной концепции обучения, особенностей функционирования общеобразовательных учреждений и педагогической технологии.
На основе Пособия возможно: (1) Планировать современную систему зданий общеобразовательных учреждений, состоящую из школ I, II и III ступененй обучения, гимназий, лицеев и включающую сопутствующие ей внешкольные учреждения; (2) Доводить (модернизировать) существующую сеть школьных зданий до уровня современных педагогических требований; (3) Формировать различные виды и типы зданий по организационно-педагогической структуре, составу и площадям помещений в зависимости от местных, региональных и общегородских условий и особенностей содержания обучения; (4) Создавать более современные объемно-планировочные решения, включая вопросы создания универсальных зданий для всей группы общеобразовательных учреждений.
Пособие дает также представление о нормативных показателях расчетной площади для наиболее массовых учреждений (традиционных школ, школ с профильным (дифференцированным) обучением, гимназий, лицеев). Содержит перспективную Номенклатуру типов зданий, составы и площади к ним.
Пособие предназначено для: (1) Проектных организаций, занимающихся планировкой, застройкой и реконструкцией жилых районов, а также проектированием новых современных зданий общеобразовательных учреждений и реконструкцией существующих зданий школ; (2) Префектур и отделов образования.
2. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Школа выполняет социальную функцию центра учебно-воспитательной работы в жилой среде, что обусловливает ее открытый характер для активного приобщения населения, общественности и семьи к воспитанию детей и совместной развивающей деятельности по интересам.
Для управления, организации, проведения и контроля учебно-воспитательного процесса предусматривается широкое применение технических средств обучения, электронно-вычислительной техники, в том числе на уровне системы обслуживания сети учебно-воспитательных зданий.
Материальной базой развития личности должна стать развитая сеть учебно-воспитательных учреждений, представляющая собой единую систему, состоящую из взаимодополняющих друг друга общеобразовательных учреждений (микрорайон - район); межшкольных и школьных учебно-производственных комбинатов и мастерских, массовых видов внешкольных учреждений (жилой район) и специализированных внешкольных учреждений и других учебно-воспитательных зданий (округ города - город).
В соответствии с концепцией общего и среднего образования для широкого общеобразовательного и воспитательного процессов должны функционировать:
- Общеобразовательные школы:
- I ступень - начальная школа,
- II ступень - основная школа,
- III ступень - старшая школа, гимназия, лицей;
- Учебно-воспитательные учреждения для трудового обучения;
- Внешкольные учреждения.
Эта концепция предполагает кардинальное изменение содержания и методов обучения на всех трех ступенях общего образования, а также всей совокупности отношений, делавших школу в старых условиях маловосприимчивой к нововведениям.
На начальной ступени школы осваивается новая идеология обучения, предполагающая изменения приоритетов, целей обучения и выдвижение на первый план его развивающей функции.
Обновление действующего содержания обучения осуществляется через введение специального курса развития познавательных способностей, создающего развивающую среду для учащихся, которые обучаются по действующим программам, а также через введение новых интегрированных курсов "Математика и конструирование", "Природоведение и сельскохозяйственный труд", "Речь и культура общения", "Окружающий мир", параллельных учебников по чтению, математике, русскому языку, природоведению.
С целью расширения возможностей выбора учителями начальных классов общеобразовательных технологий создается банк идей и новых технологий обучения младших школьников; орагнизуются и используются разработки перспективных программ развивающего обучения в начальных классах.
На средней ступени образования закладывается фундамент общего образования, оно является базовым. В рамках базового образования предусматривается введение разноуровневых программ индивидуально-ориентированного обучения, изменение соотношений обязательной (нормативной) части обучения и того, что выбирает сам учащийся. Для этой ступени образования организуются разработки новых концепций гуманитарного, эстетического и естественно-математического образования; новых учебных планов и программ; новых учебников и учебно-методических пособий; интегрированных курсов и пособий для получения дополнительного образования по различным предметам.
На третьей ступени - завершение общего образования на основе дифференциации обучения, осуществляется свободный выбор учащимися направленности обучения, предметов в сфере гуманитарной, естественно-научной и технической (кроме базовых).
Концепция общего образования влечет за собой пересмотр материальной среды школы, как по принципам организации сети и типам зданий, так и по реорганизации структуры, состава и площадей помещений.
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Современная общеобразовательная школа в оптимальном варианте трактуется как школа полного дня, в которой учащиеся будут получать образование, выполнять уроки, заниматься спортом, в различных кружках и студиях, отдыхать, питаться.
Ориентация обучения и воспитания в школе будет направлена на развитие личности ученика, выявлению его склонностей и потенциальных возможностей в той или иной сфере человеческой деятельности. Воспитание творческой личности - генеральная задача школы.
Программа проектирования современных общеобразовательных учреждений опирается на утвержденную Министерством образования "Концепцию социально-функциональных требований к организации системы и проектирования общеобразовательной школы I, II и III ступеней обучения" в части альтернативной (авторской) программы, в которой содержатся педагогический, гигиенический, архитектурно-типологический и градостроительный аспекты.
Педагогический аспект
Организационно-педагогическая структура общеобразовательной школы (соотношение параллелей учащихся начальной, основной и старшей школ) должна обеспечивать возможность ее изменения, например, от автономной школы с равным числом параллелей классов до организации сетевой школы с повышенным числом параллелей классов старших возрастов (например - от 2:2:2 до 1:2:4 (0:3:4)).
Активизация обучения и развития творческого потенциала личности:
- в школе I ступени - игровые методы, создание среды для развивающего обучения;
- в школе II - III ступени обучение по системе "ученик-группа-класс-поток";
- в школе II ступени создание материальной среды для базового образования и занятий по интересам каждого вне обязательной программы;
- в школе III ступени дифференциация обучения по направлениям (гуманитарное, естественно-научное, техническое);
- широкое применение технических средств обучения (компьютеризация) и создание развитого учебно-информационного центра - библиотеки;
- разностороннее и творческое развитие каждого;
- повышение воспитательной функции школы во внеучебное время с привлечением семьи и взрослого населения;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс "перемежающегося" режима дня с чередованием учебных уроков (в классах, кабинетах, мастерских) со спортом, творческими занятиями в кружках-студиях (искусство, техническое творчество, биолого-юннатская деятельность), практикумах-лабораториях, досугом и отдыхом;
- комплексный подход к разностороннему развитию подрастающего поколения людей.
Гигиенический аспект
- повышение качественного уровня естественного искусственного (комбинированного) освещения учебных помещений для организации, помимо фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий;
- улучшение условий воздушной среды обитания за счет повышения удельного объема и кратности обмена воздуха, а также воздушной аэрации;
- применение в начальной и основной школах преимущественно индивидуальных мобильных ученических столов;
- создание зонированных пространств для психологической разгрузки учащихся в учебных и внеучебных помещениях;
- применение экологичеки чистых строительных материалов;
- создание интересной психологической среды (окружение воспитывает).
Архитектурно-типологический аспект
Разделение функциональных групп помещений на два комплекса: учебный и общешкольный.
Автономия учебных групп помещений по возрастному признаку и функциональной принадлежности:
- блок помещений начальной школы (1 и 2-4 классы - I ступень);
- блок кабинетов 5-8(9) классов (II ступень);
- блок кабинетов (9)10-11 классов (III ступень с дифференциацией обучения по направлениям);
- блок кабинетов по естественным наукам;
- блок учебных мастерских и практикумов (технология);
- учебно-методический - информационный центр - библиотека.
Горизонтальные связи между основными учебными группами помещений и учебно-методическим - информационным центром;
"Гибкая" организация учебных пространств, опирающаяся на укрупненный конструктивный модуль;
Создание центра досуга в составе форума, спорта, группы зрительного зала, студий, столовой - видеокафе, администрации;
Включение в группу спорта игровых спортзалов и бассейна.
Развитая среда помещений художественного воспитания, творческого развития в области техники и юннатско-биологической и опытнической деятельности.
Автономность функционирования комплекса по всем функциональным группам помещений общешкольного центра.
Органическая связь функциональных групп учебных помещений с учебно-опытной зоной и зоной отдыха земельной территории школы.
Достижение интересной и разнообразной архитектурной среды (среда воспитания) на основе синтеза современной педагогической технологии школы и архитектурного облика здания.
Градостроительный аспект
Переход от единой общеобразовательной школы на трехступенчатую систему обучения в общеобразовательной школе влечет за собой усложнение формирования сети зданий и, как следствие, многообразие типов зданий по назначению (содержанию), организационно-педагогической структуре и количеству классных помещений.
Для г. Москвы наиболее характерны по принципам организации сети две позиции: (1) средняя школа I, II и III ступеней обучения, предназначенная для новых городских микрорайонов и (2) старшая школа II-III ступеней с профильным обучением, обслуживающая сложившуюся сеть зданий.
Основная идея позиции (2) заключается в том, что в новый такой школьный комплекс переводятся учащиеся старших возрастов и часть верхнего эшелона учащихся средних возрастов, что отражается на особенностях возрастной структуры комплекса, где число параллелей старших возрастов (10-11 классы) превышает число параллелей основного (среднего) звена школы (5-9 или 8-9 классы).
При сложившейся материальной среде, когда на 1 учащегося в Российской Федерации приходится примерно 4,6 площади, а по новой концепции стабилизации и развития сферы образования требуется не менее 16-20 , а в школах III ступени обучения она может достигать и 25 , этот путь может считаться приоритетным, так как решает следующие задачи:
- дает возможность повысить комфорт материальной среды начальной и частично основной школ в соответствии с новыми социально-педагогическими требованиями за счет разукрупнения;
- обуславливает предпосылки для создания концентрированной базы дифференцированного профильного обучения, как в части оснащения материальными ресурсами, так и в части привлечения к обучению более высококвалифицированных преподавателей;
- предопределяет более экономное решение пути строительства новых школ за счет системного подхода, а не частного подхода к отдельным объектам (исключается строительство мелких объектов при каждой существующей школе).
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
МАТЕРИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Педагогические требования включают: (1) классификацию видов общеобразовательных учреждений (таблица 1); (2) наполняемость классных групп; (3) базисный учебный план общеобразовательных учреждений (таблица 2); (4) примерное распределение времени школьников в течение учебной недели (таблица 3); (5) режим дня общеобразовательного учреждения (таблица 4).
4.1. Общеобразовательные учреждения классифицируются на общеобразовательные школы, общеобразовательные школы с профильным обучением, гимназии, лицеи. В таблице 1 показаны назначение общеобразовательных учреждений, какие классы и ступени они содержат (См. также приложение 2 МГСН 4.06-96).
Таблица 1.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Виды учреждений
Ступени обучения
I
II
III
возраста классных групп
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
(12)
1. Общеобразовательная школа
- начальная
*
*
*
*
- основная
*
*
*
*
*
*
*
*
*
- старшая
*
*
(*)
- полная средняя
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
2. Общеобразовательная щкола с профильным обучением:
- полная средняя
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
(*)
- основная и старшая
*
*
*
*
*
*
*
(*)
3. Гимназия
*
*
*
*
*
*
*
(*)
4. Лицей
*
*
*
*
(*)
4.2. Вместимость основной классной группы в общеобразовательном учреждении принимается не более 25 учащихся. Однако реально рекомендуется принимать 24 учащихся в класс, т.к. это связано с комплектованием учебных столов учащихся, особенно это важно для старших возрастов (оно должно быть четное), 26 мест, с одной стороны, нарушает закон об образовании, с другой, влечет за собой неоправданное увеличение нормы площади ради одного ученического места. В старших классах общеобразовательных школ с профильным обучением, а также в гимназиях и лицеях классная группа принимается 20 человек. В исключительных случаях, а также при модернизации сети зданий, число мест в классных группах может быть увеличено до 30.*
_______________
* См. Рекомендации по реконструкции и модернизации существующего фонда школьных зданий в соответствии с современными педагогическими требованиями М. 1997 г.
Названное положение является ключевым для расчета вместимости и определения типа здания в той или иной градостроительной ситуации.
Для проведения практических работ в лабораториях, мастерских и для занятий физкультурой в старших классах классная группа делится пополам. Классная группа для изучения иностранного языка делится на 2 или 3 подгруппы. Это положение определяет реальное число ученических мест в названных помещениях при расчете их площади.
В студиях художественного воспитания, кружках технического творчества число мест принимается от 12 до 8 (соответственно занятиям в младших классах и старших группах).
4.3. Базисный учебный план (табл. 2) является основой для определения состава помещений по содержанию и их количеству.
Таблица 2.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Общеобра-
зовательные
области
Предметы
Количество часов в неделю в классах
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
Русский язык как государственный
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Языки и литература
Родной, русский, иностранный
языки и литература
4
4
4
4
8
8
6
5
5
4
4
Искусство
ИЗО, музыка,
мировая художественная
литература
2
2
2
2
2
2
2
2
Общественные дисциплины
История, право, человек и общество, современный мир, граждановедение
2
2
2
2
2
2
2
3
4
4
4
Естественные дисциплины
Естествознание, география, биология, физика, астрономия, химия, экология
-
-
-
-
2
3
6
8
8
4
4
Математика
Алгебра, геометрия, начала анализа, статистика, теория вероятностей, логика
4
4
4
4
5
5
5
4
5
3
3
Физкульту-
ра
Физкультура, ритмика, основы безопасности
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
Технология
Трудовое и профессиональное обучение, конструирование, ЭВТ, художественный труд, черчение, природоведение
2
2
2
2
2
2
2
3
3
2
2
Всего:
19
19
19
19
26
27
28
30
30
20
20
Обязательные занятия
по выбору
1
3
5
5
3
3
4
2
3
12
12
Обязательная нагрузка
учащегося:
20
22
24
24
29
30
32
32
33
32
32
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия
2
3
3
3
3
3
3
3
3
6
6
Итого:
22
25
27
27
32
33
35
35
36
38
38
Вариативная часть учебного плана состоит из часов, отведенных на "обязательные занятия по выбору" и "факультативные, индивидуальные и групповые занятия".
Часы обязательной и вариативной части могут быть использованы на предметы инвариантной части (в том числе и для углубленного изучения предметов), а также для изучения второго и третьего языков, на введение дополнительных предметов.
Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия.
Для школ с углубленным изучением ряда предметов, а также в целях обеспечения профессиональной ориентации и обучения вводятся интегрированные курсы по профилю обучения или получаемой специальности. В этом случае на предмет "Технология" используются как часы, отведенные инвариативной частью базисного учебного плана, так и необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющими вариативной части.
Главное - это то, чтобы общая часовая загрузка помещений не превышала 30 часов в неделю, а по общему балансу часов по всей группе учебных кабинетов оставался люфт (свободного времени) не менее 5 часов, т.е. суммарная загрузка учебных кабинетов не должна превышать в неделю 25 часов (80%).
4.4. Примерное распределение учебного и внеучебного времени школьника в течение учебной недели (таблица 3) необходимо для расчета загрузки помещений общешкольного центра во внеучебное время, содержащего зальные помещения, кружки, студии и для расчета баланса материальной среды школы во взаимодействии с внешкольными учреждениями города. Внеучебное время дано из расчета 6-ти дней в неделю, т.к. суббота планируется как день творческих занятий.
Таблица 3.
ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКА
В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ.
NN
Деятельность
Количество часов
Классы
1
(6 лет)
2-4
(7-10
лет)
5
(10-11
лет)
6-9
(11-15
лет)
10-11
(16-17
лет)
1.
Учебные и факультативные занятия
См. Таблицу 2
(базисный учебный план)
2.
Самостоятельные занятия (подготовка домашних заданий)
6
6-12
12
15-18
24
3.
Внеучебная:
а) занятия в предметных кружках
-
-
1
2
1
б) творческая (в технических и юннатских кружках, свободное
творчество)
2
2
2-3
2-4
2
в) художественное творчество и воспитание (занятия музыкой,
рисунком, лепкой, хореографией и т.п.)
4
2
4-3
4-2
г) пребывание на открытом воздухе (прогулки, активный отдых, дорога в школу и внешкольное учреждение и обратно)
18
14
13
9-8
6
д) занятия спортом (физкультура)
4
3
4
4
3
е) спокойный отдых (чтение книг, игры, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, посещение культурно-просветительных учреждений и т.д.)
6
8-7
8-7
7
9
ж) общественно-полезный труд, помощь по дому
1
1
1-2
2
2-3
4.
Личное самообслуживание
(прием пищи, туалет, гимнастика)
16
15
15
12
10
5.
Сон
69
69-64
60
55-53
54-50
Всего
144
144
144
144
144
Примечания:
1. Показатели времени по пп. 2, 3, 4 приведены с учетом использования их в течение 6-ти дней в неделю.
2. Суммарное время, указанное в пп. (а) и (б), может быть отдано только одному виду занятий.
3. Обязательные часы занятий физкультурой включены в п.1.
4. В национальных школах время на внеучебную деятельность пропорционально сокращается (пп. а - ж) в связи с увеличением учебного времени на 2-3 часа.
5. Общественная деятельность включена в пп. а, б, е, ж.
6. Суббота планируется как день активного и творческого досуга учащихся, в т.ч. с участием родителей.
7. Воскресенье - день восполнения духовных и физических сил учащихся.
4.5. Примерная схема режима для учащегося (табл. 4) является основой для расчета границ времени, когда общешкольные помещения могут посещать учащиеся во внеурочное время и взрослое население жилого микрорайона или жилого района.
Таблица 4.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА РЕЖИМА ДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Режимный момент
Классы
1
2
3
4
5
6-7
8-9
10-11
1. Подъем
7.00
7.00
7.00
7.00
7.00
7.00
7.00
7.00
2. Утренняя гимнастика,
туалет, уборка постели
7.00 -
7.30
7.00 -
7.30
7.00 -
7.30
7.00 -
7.30
7.00 -
7.30
7.00 -
7.30
7.00 -
7.30
7.00 -
7.30
3. Завтрак
7.30 -
8.00
7.30 -
8.00
7.30 -
8.00
7.30 -
8.00
7.30 -
8.00
7.30 -
8.00
7.30 -
8.00
7.30 -
8.00
4. Дорога в школу
8.00 -
8.30
8.00 -
8.30
8.00 -
8.30
8.00 -
8.30
8.00 -
8.30
8.00 -
8.30
8.00 -
8.30
8.00 -
8.30
5. Учебные занятия (второй завтрак, обществен-
ная работа)
8.30 -
10.15
8.30 -
(11.35
-
12.30)
*
8.30 -
(11.35
-
12.30)
*
8.30 -
(11.35
-
12.30)
*
8.30 -
(11.35
-
13.30)
*
8.30 -
(11.35
-
14.00)
*
8.30 -
(11.35
-
14.00)
*
8.30 -
(11.35
-
14.30)
*
_______________
* Время, указанное в скобках, обозначает замену учебных занятий приготовлением уроков в случае "перемежающегося" режима. Если вторая половина дня должна быть освобождена для различных мероприятий, посещений внешкольных учреждений и т.д., то учебные занятия полностью осуществляются в первой половине дня, а приготовление домашних заданий - во второй половине.
6. Прогулка - игры
10.30 -
13.00
12.30 -
13.00
12.30 -
13.00
12.30 -
13.00
13.30 -
14.00
-
-
-
7. Обед
13.00 -
13.30
13.00 -
13.30
13.00 -
13.30
13.00 -
13.30
14.00 -
14.30
14.00 -
14.30
14.00 -
14.30
14.30 -
15.00
8. Сон
13.30 -
15.30
13.30 -
15.00
**
13.30 -
14.30
**
-
-
-
-
-
_______________
** Для детей с ослабленным здоровьем, для остальных - прогулки, игры, свободное время.
9. Прогулка - активный
отдых
15.30 -
17.30
15.00 -
16.00
14.30 -
16.00
13.30 -
16.00
14.30 -
16.00
14.30 -
16.00
14.30 -
16.00
15.00 -
16.00
10. Учебные занятия -
приго-
товление домашних заданий - частично
свободное время
-
16.00 -
17.00
16.00 -
17.30
16.00 -
17.30
16.00 -
18.00
16.00 -
18.00
16.00 -
18.00
16.00 -
18.00
11. Полдник
17.30
17.30
17.30
17.30
18.00
18.00
18.00
18.00
12. Свобод-
ные занятия
17.30 -
19.00
17.30 -
19.00
17.30 -
19.00
17.30 -
19.00
18.00 -
20.00
18.00 -
20.00
18.00 -
20.00
18.00 -
20.00
13. Дорога домой - прогулка
19.00 -
19.30
19.00 -
19.30
19.00 -
19.30
19.00 -
19.30
20.00 -
20.30
20.00 -
20.30
20.00 -
20.30
20.00 -
20.30
14. Ужин
19.30 -
20.00
19.30 -
20.00
19.30 -
20.00
19.30 -
20.00
20.30 -
21.00
20.30 -
21.00
20.30 -
21.00
20.30 -
21.00
15. Сво-
бодные занятия
-
-
-
-
-
-
21.00 -
21.30
21.00 -
21.30
16. Пригото-
вление ко сну
20.00 -
20.30
20.00 -
20.30
20.00 -
20.30
20.00 -
20.30
21.00 -
21.30
21.00 -
21.30
21.30 -
22.00
22.00 -
22.30
17. Сон
20.30
20.30
20.30
20.30
21.30
21.30
22.00
22.30
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ, ВИДЫ И ТИПЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Основы формирования системы
общеобразовательных учреждений
Идея развития - узловой момент новой школы. Постоянное развитие образования, превращение его в механизм развития личности и действующий фактор развития общества - основные грани этой идеи.
Школа выполняет социальную функцию центра учебно-воспитательной работы в жилой среде, что обуславливает ее открытый характер для активного приобщения населения, общественности и семьи к воспитанию детей и совместной развивающей деятельности по интересам.
Для управления, организации, проведения и контроля учебно-воспитательного процесса предусматривается широкое применение технических средств обучения, электронно-вычислительной техники на уровне системы обслуживания сети учебно-воспитательных зданий.
5.1. Материальной базой развития личности должна стать развитая сеть учебно-воспитательных учреждений, представляющих собой единую систему, состоящую из взаимодополняющих зданий общеобразовательных учреждений (жилой микрорайон - район);межшкольных и школьных учебно-производственных комбинатов и мастерских, массовых видов внешкольных учреждений (жилой район) и специализированных внешкольных учреждений и других учебно-воспитательных зданий (город).
5.2. В соответствии с концепцией общего среднего образования для широкого общеобразовательного и воспитательного процессов должны функционировать следующие виды учреждений:
Учреждения общеобразовательные (структура):
- I ступень - начальная школа;
- II ступень - основная школа;
- III ступень - старшая школа, гимназия, лицей.
Учебно-воспитательные для трудового обучения:
- школьные учебно-производственные мастерские;
- межшкольные учебно-производственные комбинаты;
- городские Центры профориентации и трудового обучения школьника.
Внешкольные учреждения:
- Центры и Дома внешкольной деятельности районного уровня обслуживания (массовые);
- профильные (специализированные) Центры и Дома внешкольной деятельности учащихся городского уровня обслуживания;
- детские клубы по месту жительства.
5.3. Сеть общеобразовательных учреждений рассматривается как основное звено общей системы учебно-воспитательных зданий, включающей внешкольные учреждения и учреждения для трудового обучения, что предопределяет формирование разносторонне развитой личности.
Могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений с разнообразными возрастными организационно-педагогическими структурами, содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса и направленностью профилизации.
Школы различных ступеней обучения в зависимости от местных условий могут размещаться отдельно или формироваться в комплексы в разнообразных сочетаниях.
5.4. Общеобразовательные учреждения в единой системе учебно-воспитательных зданий могут кооперироваться с дошкольными и внешкольными учреждениями, учебно-производственными комбинатами и учебными заведениями, дающими профессию со средним образованием.
5.5. При расчете сети зданий следует предусматривать число мест в общеобразовательных учреждениях для 100% учащихся младшего и среднего школьного возраста и до 75% учащихся старшего школьного возраста при обучении в одну смену.
5.6. При расчете комплексной сети зданий и числа мест в общеобразовательных учреждениях необходимо иметь ввиду что: 1) учебно-производительный труд для учащихся старших возрастов может быть организован в межшкольных учебно-производственных комбинатах (МУПК), школьных учебно-производственных мастерских (УПМ), школьных заводах и т.д., из расчета организации в них до 8% рабочих мест от общего числа учащихся; 2) занятия по интересам в соответствии с индивидуальными склонностями детей могут осуществляться во внешкольных учреждениях (ВУ), из расчета организации в них до 10% рабочих мест от общего числа школьников; 3) отдельные виды занятий могут быть организованы по месту жительства - школа, кружки, студии и клубы по интересам при группах жилых домов.
По месту жительства рекомендуется планировать детские клубы для охвата ими детей микрорайона, не вовлеченных в активные формы работы в школе или внешкольных учреждениях, из расчета: по спорту и туризму 35%, художественным воспитанием 35%, кружками юных натуралистов и техников 12%, прочими видами клубной работы 18%.
Число мест в здании общеобразовательного учреждения определяется по местным демографическим условиям и перспективам развития жилого района (в среднем по Москве 110 учащихся на 1000 жителей). Отклонения могут составить 90-130 учащихся на 1000 жителей.
При этом следует руководствоваться ориентировочной демографической структурой населения исходя из особенностей структуры города (МГСН-1.01-94 табл. 5.3 к пункту 5.7 для населения возрастных групп 6, 7-15, 16-17 лет).
5.7. Выбор типов зданий по вместимости определяется в зависимости от количества учащихся, приходящихся на 1000 жителей, числа жителей в жилом районе-микрорайоне, величины классной группы.
5.8. Количество, виды и типы зданий подбираются в соответствии с рекомендуемой номенклатурой общеобразовательных учреждений (см. табл. 6), но в пределах расчетного числа классных помещений (см. табл. 5).
5.9. Для модернизации сложившейся сети школьных зданий следует руководствоваться п.5...
|